ISIDA BPM

Основы: объекты, процессы и процедуры

ISIDA BPM реализует следующий общий подход: описывается некоторый «Прикладной информационный объект» (или просто «Объект»), для которого определяется маршрут обработки – «Процесс». Процесс состоит из точек, в которых выполняются предусмотренные операции процесса – «Процедуры», и переходов между точками (в том числе по установленным условиям, параметрам и событиям). Таким образом, выполнение процесса – это «движение» объекта по маршруту обработки путем выполнения установленного потока операций («WorkFlow»). ISIDA BPM поддерживает описание и исполнение как простых, так и сложных процессов: последовательных, параллельных, комбинированных; ветвящихся по условиям; имеющих возвраты/повторы и т.п. Для визуального описания процесса используется специальная нотация Business Process Model and Notation (BPMN).

Объект (точнее, «тип объекта») описывает реальную сущность – например, «заявка», «изделие», «кредитный договор». Каждый объект имеет структуру – установленный состав характеристик («реквизитов»). Адаптивная модель данных позволяет описывать как простые, так и сложные объекты, дополнять их структуру «на ходу» и автоматически создавать в базе данных области, соответствующие описанным типам объектов.

Процедура – одно из центральных понятий системы. Процедура – это специальный программный компонент, который содержит ту или иную бизнес-логику и, в соответствии с ней, выполняет предусмотренный набор действий. Процедура может быть «пользовательской» или «автоматической». Пользовательские процедуры имеют экранный интерфейс и выполняют какие-либо действия по вводу, обработке и хранению данных – например, «согласовать заявку на получение кредита», «зарегистрировать подписанный договор с клиентом».

Автоматические процедуры – это программные роботы, которые работают без участия человека – например, «отправить сообщение клиенту», «выполнить расчет времени производственной операции».

Часто процедуры (обычно автоматические) являются интеграционными и обеспечивают требуемое взаимодействие со смежными корпоративными системами либо внешними системами и сервисами (например, «получить из реестра информацию об объекте недвижимости»).

Как программные компоненты, процедуры делятся на две категории. «Нативные» (или «Внутренние») процедуры создаются по установленной технологии с использованием специальных программных интерфейсов и библиотек. Они развертываются по определенным правилам и автоматически регистрируются в среде BPMS. ISIDA BPM вызывает такие процедуры в точках процесса, передавая им значения параметров и информацию о событиях. «Внешние» процедуры – это те или иные участки бизнес-логики внешних (по отношению к BPMS) программных систем, которые формально объявляются в BPMS как процедуры (с определёнными именами и параметрами). ISIDA BPM в нужных точках процесса передает управление внешней системе, которая запускает соответствующие участки своей функциональности, после чего сообщает BPMS о результатах выполнения такой «процедуры», и процесс выполняется дальше. Технология унаследованных процедур позволяет использовать возможности существующих информационных систем с минимальным изменением последних.

Для того, чтобы система ISIDA BPM решала конкретные задачи в той или иной предметной области, должны быть созданы соответствующие наборы объектов, процедур и процессов. При этом ISIDA BPM может либо использоваться автономно, либо встраиваться в состав той или иной прикладной программной системы в качестве «BPM-ядра».